При проектировании объектов, расположенных вблизи сооружений метрополитена, следует учитывать, что эксплуатация метрополитена может приводить к появлению повышенных (по сравнению с допускаемыми нормативными уровнями) значений вибрации в зданиях, расположенных вблизи трасс метрополитена. Повышенные величины вибрации снижают комфортность проживания в жилых зданиях и присутствия в общественных зданиях, что может оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья жителей и посетителей таких домов. Кроме того, повышенные величины вибрации в определённых условиях могут также негативно сказываться на техническом состоянии отдельных элементов жизнеобеспечения зданий, оборудования, коммуникаций и пр. (хотя это и маловероятно, так как энергетический уровень вибраций, доходящих до фундаментов зданий, незначителен).

В настоящей статье пойдёт речь о том, что необходимо учесть Застройщику и строительной организации при проектировании и строительстве/реконструкции зданий в технической и охранной зоне Московского метрополитена.

Для начала выясним, что же это такое: техническая и охранная зона метрополитена. В соответствии с приказом МКА №52 от 13.03.2006 г.,

Техническая зона метрополитена — участок городской территории, непосредственно примыкающий к объекту метрополитена и используемый для обеспечения нормального функционирования объекта. Техническая зона для действующих (эксплуатируемых) линий и сооружений установлена шириной 40 м в обе стороны от внешнего контура (проекций внешнего контура) сооружений метрополитена, для проектируемых и строящихся – 20 м.

f46527baef0f3fbf4cc7ad2ca5c20b1b e1580739440575

Охранная зона метрополитена — часть городской территории, расположенная над (под) действующими сооружениями метрополитена, строящимися и проектируемыми линиями метрополитена, а также в непосредственной близости от них в установленных параметрах. Охранные зоны устанавливаются в целях предотвращения нежелательного воздействия внешних факторов на объекты метрополитена и объектов метрополитена на прилегающие к ним территории. На предпроектной стадии для уточнения попадания пятна застройки в границы технических и охранных зон метрополитена, во избежание дополнительных работ по перепроектированию в дальнейшем, Застройщику желательно обратиться в первый отдел ГУП «Московский метрополитен» с просьбой уточнить границы зон метрополитена по адресу предполагаемого размещения объекта. К обращению потребуется приложить:

  • копию кадастрового паспорта земельного участка;
  • инженерно-топографический план (геоподоснова) М 1:500 с выделением цветом объекта или участка территории;
  • ситуационный план М 1:2000 с выделением цветом объекта или участка территории.

После чего, в зависимости от ситуации, ГУП «Московский метрополитен» направляет Застройщика с документацией на согласование в АО «Мосинжпроект» (перспективные линии, проектируемые сооружения метрополитена) или в АО «Метрогипротранс» (существующие, эксплуатируемые объекты метрополитена).
В случае попадания здания в техническую зону проектируемых линий или сооружений метрополитена, АО «Мосинжпроект» выдаст рекомендации по габаритам здания и глубине залегания фундаментов и ограждающих конструкций подземной части, после чего обяжет согласовать готовый проект здания.

Получите первую консультацию бесплатно!

Заполняя форму и нажимая на кнопку Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и на сбор и обработку личных данных.

В случае с попаданием в техзону эксплуатируемых сооружений метрополитена, процедура осложнится для Застройщика увеличением временных и материальных затрат, в связи с необходимостью выполнить следующее:

3232 e1580739493125
  • До начала проектирования силами специализированной организации, имеющей разрешение на производство работ на метрополитене (допуск, выписка СРО), необходимо выполнить обследование фактического состояния конструкций метрополитена, попадающих в зону влияния строительства, с учётом окружающего их грунтового массива и расчёт, подтверждающий возможность размещения здания по указанному адресу.
  • До начала проектирования следует выполнить мониторинг виброакустической ситуации. Для этого силами специализированных организаций, занимающихся данной тематикой, выполняют комплекс натурных измерений существующих уровней вибрации и шума на участке строительства/реконструкции здания. По итогам работ выпускают научно-технический отчёт прогнозирования вибрации и структурного шума в помещениях проектируемого объекта. В отчёте предоставляются результаты исследования виброакустического воздействия на проектируемый объект от движения поездов метрополитена. После этого необходимо получить экспертное заключение органов Роспотребнадзора. Согласно требованию санитарных норм РФ (п.3 таблицы 3 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»), эквивалентный уровень шума не должен превышать 40 дБА, а максимально допустимый — 55 дБА. В случае превышения данных значений, в проектной документации необходимо предусмотреть соответствующие защитные мероприятия, обеспечивающие снижение уровня виброакустического воздействия на проектируемое здание до санитарных норм.
  • Рабочую документацию, выполненную с учётом заключения специализированной организации, производящей обследование сооружений метро, и экспертного заключения органов Роспотребнадзора, предоставляют на рассмотрение в ГУП «Московский метрополитен», предварительно согласовав с ОАО «Метрогипротранс».
  • При расположении проектируемого здания или его элементов в технической зоне метрополитена на расстоянии менее 10 м до сооружений метрополитена, до начала производства строительно-монтажных работ необходимо издать совместный приказ по строительной организации и ГУП «Московский метрополитен». Приказ регламентирует порядок производства работ в технической зоне метрополитена, а именно:
    • порядок и срок согласования организационно-технологической документации (ППР);
    • время и последовательность производства работ;
    • обеспечение безопасности строительно-монтажных работ и эксплуатации метрополитена.